Как правильно оформить этикетку и маркировку товара?

Как правильно оформить маркировку товара, довести до потребителя информацию на этикетке товара — это большой вопрос для любого производителя. Для того, чтобы решить этот вопрос, необходимо изучить огромное количество нормативных актов и на основании них привести информацию о товаре на этикетке в полное соответствии с законом. Требования к правильному оформлению этикеток товара установлены совершенно различным нормативными актами и разбросаны по ним. Так, часть требований к оформлению этикетки товара содержиться в Законе «О защите прав оптребителей», часть в Правилах продажи отдельных видов товаров, часть в ГОСТах, в том числе, имеется ГОСТ по оформлению пищевых продектов — ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Единого нормативного акта, который содержал бы все требования к правильному оформлению этикеток всех видов товаров не существует, что сильно затрудняет оформление этикеток и маркировки товара.Только специалист способен разобраться в хитросплетениях законодательства об информации для потребителя, маркировке товара.

Правильное оформление этикетки и маркировки товара подразумевает, в первую очередь, доведение информации на русском языке о производителе, о потребительских свойствах, составе, условиях хранения и ряде других сведений о товаре.

Помните, что требования к этикетке и маркировке товара нужно тщательно соблюдать.

За невыполнение этих требований грозят большие штрафы и даже изъятие товара из оборота.

Обсудить у себя 1
Комментарии (28)
Комментарий был удален
Это точно. Я думаю любой юрист или даже экономист справится с этой задачей без проблем.
На самом деле вопрос оформления этикеток намного сложнее, чем может показаться. Многие думают, сейчас, без проблем все накидаю, а потом приходит предписание из Роспотребнадзора — этикетка товара не содержит обязательных сведений о товаре, либо они не на том языке, который полагается, либо указаны в недоступном невидном потребителю месте.А у вас уже на складе лежит вагон напечатанных этикеток и еще 10 вагонов продукции с наклеенными этикетками на товар, и тут начинается большая и неинтересная история. 
при оформлении этикетки также нужно учитывать особенности этикеток продукции зарубежного производства
простого перевода зарубежных этикеток, как правило, недостаточно. европейское законодательство содержит несколько иные требования к этикеткам, поэтому они нуждаются в доработке под российское законодательтство о защите прав потребителей
Комментарий был удален
особенное внимание следует уделять оформлению этикеток и информации на этикетках и маркировке алкогольной продукции. в отношении них существует судебная практика по поводу правильного указания импортера и производител, информация на этикетке товара должна быть с учетом этих судебных прецеденто.
Одним из варианто правильного оформления маркировки и информации от товаре на этикетке при условии наличии достаточного времени, является обращение в Роспотребнадзор за письменным разъяснение.Такое обращение позволяет получить официальный ответ, который вы в последующем можете использовать в целях правильного оформления этикетки товара и информации о товаре
Одной из типичных ошибок при оформлении маркировки этикетки является то, что импортер зачастую забывает перевести надписи на иностранных языках на этикетке на русский язык. В таком случае налицо нарушение прав потребителей, которые имеют право на получение достоверной и полной информации именно на русском языке. Наиболее часто забывают перевести наименование производителя, наименование товара на этикетке, так и оставляя эти надписи в маркировке на иностранном языке.
Оформление этикетки на импортную продукцию и товары вызывает сложности в связи с тем, что перечень сведений, которые подлежат нанесению на товар зарубежом, в частности, в Европе, отличается от предусмотренного российским законодательством. Соответственно, иногда нужная информация о товаре попросту отсутствует в импортном варианте маркировки
Частой проблемой является отсутствие адреса для приема претензий покупателей на маркировке товара, в то время, как соглансо правилам продажи отдельных видов товаров доведение до потребителя информации об адресе приема претензий при наличии уполномоченного лица является обязательным требованием
формирование этикетки товара должно учитывать, как требования законодательства, так и проверяющих органов, не говоря уже о том, что должны быть учтены и особенности самого товара
в 2012 году был введен ряд новых требований к этикеткам и информации на маркировке товаров, это следует иметь ввиду, многочисленные поправки в законы, множество новых дополнительных моментов
особенно следует уделить внимание маркировке товароы алкогольной продукции, ее очень много ввозится в порядке импорта и возникают вопросы какой ГОСТ указывать на продукции произведенной внутри СНГ
один из частых вопросов, может ли быть информация о товаре нанесена в разных частях товара?маркировка товара может быть произведена как нанесением одной области информации, так и может содержаться в раздичных частях товара, на что нет факического запрета в законодательстве. то же касается и информации о товаре, доводимой до сведения потребителей на этикетках товара. фактически этикетка товара может быть не одна, а их может быть несколько в разных местах или рядом на товаре. главное, чтобы в сумме все эти части довали полную информацию о товаре на русском языке согласно российскому заокноадтельству
маркировка товара и информация на этикетке для потребителя сильно различается в зависимости от видов товара. заблуждением является думать, что маркировка товара содержит одинаковую информацию на все группы товаров. этикетки различных товаров подчинены требованиям различных номративных актов, таких как ГОСТ
информация о товаре, которая должна быть доведена до потребителя в основном установлена правилами продажи отдельных видов товаров.
Правила продажи отдельных видов товаров в частности устанавливают, что до сведения потребителя доводится информация о сроке годности, сроки службы товара, информация о том, требованиям каких ГОСТ и других стандартов должен соответствовать товар.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2011 г. N 09АП-15874/2011-АК

Дело N А40-30522/11-84-62

Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.07.2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н. Кольцовой,
Судей П.В. Румянцева, Б.С. Веклича
при ведении протокола судебного заседания секретарем Торопченковым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Закрытого акционерного общества «Научно-производственное предприятие „ЕРМАК“
на решение Арбитражного суда г. Москвы 20.05.2011 г.
по делу N А40-30522/11-84-62, принятое судьей О.В. Сизовой,
по заявлению Закрытого акционерного общества „Научно-производственное предприятие “ЕРМАК» (ЗАО «НПП „ЕРМАК“) (ОГРН 1027739044310, 115211, г. Москва, 2-й Котляковский пер., д. 1, стр. 32)
к МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО (123022, г. Москва, Б. Декабрьская, д. 7, стр. 3)
о признании незаконным и отмене постановления
при участии в судебном заседании:
от заявителя — Кундухова И.В. по дов. от 25.04.2011 N 14;
от ответчика — Адоньев М.В. по дов. от 11.03.2011 N 22; Королева И.Б. по дов. от 13.07.2011 N 49;

установил:

ЗАО „НПП “ЕРМАК» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении от 18.03.2011 г. N 06-11/198-4ю.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2011 г. в удовлетворении требования отказано. При этом суд исходил из того, обществом допущены нарушения законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи с чем оно правомерно привлечено к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность наличия состава административного правонарушения в действиях общества.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, указывая на правомерность привлечения заявителя к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ЗАО НПП «ЕРМАК» имеет лицензию Б068162 от 24.05.2007 г. на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков.
02.03.2011 г. МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО было установлено, что в нарушении п. 2 ст. 12, п. п. 1, 4 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Положения о предоставлении деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 858 «О предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», было установлено:
— расхождение показателя графы 6 Приложения N 3 Декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции спиртосодержащей продукции и данных, зафиксированных в ЕГАИС «Отчет об объемах алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.10.2010 по 31.12.2010 года;
— расхождение показателя Приложения N 3 Декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции спиртосодержащей продукции и данных, зафиксированных в ЕГАИС «Отчет об объемах алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.10.2010 г. по 31.12.2010 г.;
— расхождение показателя графы 14 Приложения N 3 Декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и данных, зафиксированных в ЕГАИС «Отчет об объемах алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.10.2010 по 31.12.2010 года;
— расхождение показателя графы 14 Приложения N 6 Декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции спиртосодержащей продукции и данных, зафиксированных в ЕГАИС «Отчет об объемах алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.10.2010 по 31.12.2010 года.
На основании определения от 02.03.2011 г. N 06-11/198-1 в отношении ЗАО НПП «ЕРМАК» возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, по результатам которого, в присутствии уполномоченного представителя общества Таболова А.Б. по доверенности от 11.03.2011 г. N 42, уполномоченным должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО составлен протокол от 11.03.2011 г. N 06-11/198-3ю об административном правонарушении по ст. 14.19 КоАП РФ (т. 2 л.д. 46 — 49).
18.03.2011 г. МРУ Росалкогольрегулирования в присутствии уполномоченного представителя заявителя, вынесено оспариваемое постановление N 06-11/198-4ю, согласно которому ЗАО НПП «ЕРМАК» привлечено к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 70 000 руб. (т. 1 л.д. 7 — 10).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при производстве по делу об административном правонарушении, ответчиком были соблюдены все требования ст. 26.1 КоАП РФ. Постановление вынесено законно, обоснованно в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 14, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.
Согласно п. 3 Положения об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства от 19.06.2006 г. N 380 учет объема производства осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учете объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — ЕГАИС).
Пунктом 5 Положения установлено, что для учета объема производства продукции используются следующие показатели: объем готовой продукции; объем безводного (100-процентного) спирта в готовой продукции; количество готовой продукции, разлитой в потребительскую тару; концентрация безводного спирта в готовой продукции. Показатели, предусмотренные пунктом 5 Положения, получают с применением автоматических средств измерения после окончания последней технологической операции, связанной с производством продукции конкретного наименования, перед передачей ее на хранение или для использования для собственных нужд (п. 8 Положения).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона.
На основании пункта 3.1 статьи 12 Закона федеральная специальная марка должна содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции, в том числе:
— наименование алкогольной продукции;
— вид алкогольной продукции;
— содержание этилового спирта;
— объем алкогольной продукции в потребительской таре;
— иные определяемые Правительством Российской Федерации сведения.
В силу п. 2 Правил нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, нанесение сведений о маркируемой алкогольной продукции на федеральные специальные марки осуществляется с помощью технических средств ЕГАИС, а именно: организация после каждой остановки нанесения сведений о маркируемой алкогольной продукции на федеральные специальные марки, возникшей по любой причине, в том числе завершения нанесения всех сведений на федеральные специальные марки, остановки работы технических средств единой информационной системы, в срок, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, представляет в территориальный орган заявку о фиксации в ЕГАИС сведений об алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками.
В заявке указываются: вид алкогольной продукции; наименование алкогольной продукции; количество единиц маркируемой алкогольной продукции; содержание этилового спирта в алкогольной продукции; предельная вместимость потребительской тары, в которую разлита алкогольная продукция; количество федеральных специальных марок, на которые нанесена информация о маркируемой ими алкогольной продукции, с указанием содержащихся на них надписях о виде алкогольной продукции и предельной вместимости используемой потребительской тары; разряды и номера федеральных специальных марок, на которые нанесена информация о маркируемой алкогольной продукции и другая информация.
Из материалов дела следует, в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, Постановлением Правительства от 19.06.2006 N 380 и Приказом Росалкогольрегулирования от 02.07.2010 N 46н «Об утверждении Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции», линия розлива ЗАО НПП «ЕРМАК» для осуществления учета произведенной алкогольной продукции оснащена автоматической системой измерения «АЛКО-1» N 1070438. Измерительная система проверена 01.11.2010 г. ФГУ «Менделеевский ЦСМ».
Основное технологическое оборудование Общества оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации в ЕГАИС, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, а именно — программно-аппаратный комплекс «Соболь» с программным обеспечением «КРАПиВА». Обслуживание указанной аппаратуры осуществляется ФГУП «ЦентрИнформ».
В ходе проведения анализа деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2010 г., поданных обществом в порядке ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, посредством сопоставления данных деклараций и данных, полученных с помощью технических средств фиксации и передачи информации в ЕГАИС контролирующим органом установлено нарушение порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно, искажение данных, зафиксированных в ЕГАИС с данными, отраженными в декларациях.
Как следует из оспариваемого постановления от 18.03.2011 г. N 06-11/198-4ю согласно данным Приложения N 3 организацией в 4 квартале 2010 года произведено 55,25 тыс. дал алкогольной продукции (водки), при этом согласно сведениям из ЕГАИС в 4 квартале 2010 года организация ЗАО НПП «Ермак» не осуществляла маркировку алкогольной продукции".
Принимая во внимание то обстоятельство, что технологический процесс производства обществом алкогольной продукции в обязательном порядке предполагает нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок с использованием технических средств ЕГАИС, а также учитывая, что информация, содержащаяся в ЕГАИС относительно маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, содержит показатели, необходимые для осуществления учета производства и оборота алкогольной продукции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что контроль за правильностью учета производства и оборота алкогольной продукции осуществляется путем сопоставления сведений о маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками, занесенных в ЕГАИС, с данными об объеме производства и оборота алкогольной продукции, отраженными в декларациях.
В связи с изложенным, довод заявителя об осуществлении обществом маркировки алкогольной продукции в 4 квартале 2010 г. судом апелляционной инстанции отклоняется.
Ссылка ЗАО НПП «ЕРМАК» на журнал учета федеральных специальных марок с нанесенными сведениями об алкогольной продукции не опровергает вывод суда первой инстанции о том, что ведение такого журнала не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что факт штрихкодирования федеральных специальных марок в октябре 2010 года не свидетельствует о производстве алкогольной продукции в октябре 2010 года
Указание общества на представление ЗАО НПП «ЕРМАК» журнала учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок не подтверждено материалами дела.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о непредставлении ЗАО НПП «ЕРМАК» журнала учета поступивших в организацию федеральных специальных, марок, журнала учета нанесенных федеральных специальных марок на алкогольную продукцию, а также журнала учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок, ведение которых предусмотрено Приказом Росалкогольрегулирования от 24.06.2010 года N 42н является обоснованным.
Довод заявителя о том, что ЗАО НПП «ЕРМАК» не имело возможности представить документального подтверждения расхождения показателя графы 14 Приложения N 3 Декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и данных, зафиксированных в ЕГАИС со ссылкой на протокол об административном правонарушении от 11.03.2011 г. N 06-00/198-2ю судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку, как пояснил ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в постановлении об административном правонарушении от 18.03.2011 г. N 06-11/198-4ю содержится опечатка в номере протокола, вместо протокола N 06-11/198-3 указан N 06-11/198-2 (протокол судебного заседания от 14.07.2011 г.).
Согласно протоколу об административном правонарушении от 11.03.2011 г. N 06-11/198-3ю в действиях общества установлены признаки совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 14.19 КоАП РФ. Постановлением от 18.03.2011 г. N 06-11/198-4ю заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, также предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Поэтому основным условием для привлечения лица к административной ответственности является наличие его вины в совершении данного правонарушения.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности для исполнения обязанности по осуществлению учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте обществом не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах арбитражным судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ, в силу чего ЗАО НПП «ЕРМАК» правомерно привлечено к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2011 г. по делу N А40-30522/11-84-62 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Возвратить Закрытому акционерному обществу «Научно-производственное предприятие „ЕРМАК“ из Федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 рублей как излишне уплаченную.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Б.С.ВЕКЛИЧ
Этикетки, оформленные небольшим количеством текста лучше запоминаются (например, когда на этикетке на бутылке пива, которое получило приз на конкурсе, написали мелким шрифтом составляющие, это привело к тому, что надпись стала ассоциироваться с этикетками на лекарствах, и уплаи продажи товара). Этикетка — это лицо с обложки. Она завлекает покупателей. Как сделать этикетку из продающих цветов, и чтобы не как у конкурентов, и чтобы было понятно, какой товар.Объем текста  небольшого размера легко читать, как говориться, может «привязатся к языку». Более полный текст этикетки указывается на сайте в междунарожной сети интернет. Когда нужно поместить значительный размер текста то каждый пункт надо каким-то образом выделять.
Этикетка и упаковка должны учитывать менталитет тех людей, на кого направлены, между делом.  Пренебрегать этим опасно. Чуждые тексты и образы воспринимаются людьми равнодушно или даже отрицательно. Для составления текста этикетки нужно обратится к специалистам. 
Комментарий был удален
как правильно оформить этикетку российского товара, как оформить этикетку импортного товара, возможно ли оформление этикетки и информации на этикетке в полном соответствии с российским законодательством?да, на этот вопрос можно ответить утвердительно, оформление этикетки в полном соответствии с действующим законодательством возможно и не слишком затратно, если выполнять все рекомендации специалистов по информированию потребителей о свойствах товара.
информация о товаре — это большая группа различных свойств и способов применения товара, доведение которых до потребителя — зона ответственности не только продавца, но и изготовителя
Часто возникает вопрос как правильно оформить этикетку товара, на который вышел технический регламент, особенно после принятия регламентов таможенного союза. Как известно, технические регламенты отменяют ГОСТы и прочие стандарты, принятые ранее, а технические регламенты таможенного союза отменяют внутренние технические регламенты. В связи с этим вопрос правильного оформления этикеток стоит очень остро.
Оформить этикетку можно и по существующему шаблону, а можно и каждый раз изобретать велосипед оформления этикеток на товаре

Требования законодательства к этикетке

Современные виды этикетки. Комментарий юриста

Согласно многочисленным исследованиям, 45% потребителей при совершении покупки в первую очередь обращают внимание на информацию, содержащуюся на этикетке или упаковке товара. Причем 62% из опрошенных отмечают, что наиболее важной является информация о составе продукта. Однако при всем стремлении обеспечить привлекательный дизайн этикетки производителям не стоит забывать о многочисленных требованиях законодательства к этому элементу маркетинга. О том, что из себя представляет этикетка, соответствующая всем законодательным требованиям, читайте в этой статье.

 

Н. А. Колесников
Юрисконсульт, консалтинговая компания «Юриспруденция
Финансы Кадры»В настоящее время актуальность рекламы не вызывает сомнения: этот элемент играет ключевую роль в рыночной экономике. Реклама является наиболее эффективным инструментом, устанавливающим связь между покупателем и продавцом. Если связь между ними ослабевает или теряется, то производитель перестает вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров, а может и вообще прекратить производство. Поэтому установление прочной связи между покупателем и продавцом — залог процветания компании в условиях рыночной экономики. Существует множество способов, поддерживающих эту связь: телевизионная реклама, стенды, вывески, интернет и т. д. Однако продавец может обеспечить спрос на свою продукцию с помощью одной только привлекательной этикетки — ярлыка с указанием наименования и адреса изготовителя, названия, потребительских свойств и качеств товара. Поэтому каждый производитель должен быть в наибольшей степени озабочен тем, как эффективно и доступно донести до потребителя всю обязательную информацию, при этом оставив место и для рекламы.

Общие требования к этикетке

Обязанность предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, возложена на продавца статьей 495 Гражданского Кодекса РФ. Однако такое требование установлено только для продавцов, осуществляющих розничную торговлю, спецификой которой является публичность предложения купить товар, то есть продавец не вправе отказаться от заключения договора при наличии в продаже соответствующего товара либо оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора розничной купли-продажи. Что касается договоров поставки (предпринимательских договоров купли-продажи, не предназначенных для розничной торговли), то в таких отношениях не установлено прямого указания информировать покупателя о реализуемом товаре. Более пристальное внимание законодателя к розничной торговле объясняется несколькими моментами. Во-первых, розничная купля-продажа является наиболее распространенным и значимым для экономической жизни договором. Многочисленные сделки розничной купли-продажи, образующие розничный торговый оборот, являются важнейшим инструментом формирования и развития рынка потребительских товаров. Зачастую на стороне покупателей выступают экономически более слабые участники хозяйственного оборота — граждане (потребители), которым необходима дополнительная защита. Во-вторых, покупатель в розничной торговле лишен возможности повлиять на условия договора, он может только присоединиться к ним, поэтому информация на этикетке для потребителя является единственным ориентиром в принятии решения о покупке. Отсюда и прослеживается воля законодателя обязать производителя (продавца), реализующего товары через розничную сеть, проставлять на этикетке или упаковке всю необходимую информацию о товаре, которая обеспечит для потенциального потребителя возможность правильного выбора. Так, закон «О защите прав потребителей» устанавливает общие требования к информации, которая должна содержать:

обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;

сведения об основных потребительских свойствах товаров;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

место нахождения, фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара.

Требования к этикетке пищевой продукции

В Российской Федерации наиболее жесткие требования к этикетированию предъявлены к пищевым продуктам. Такой подход соответствует мировой практике и представляется правильным, потому что пищевые продукты для любого общества являются важнейшим предметом потребления, а производитель в таких отношениях является доминирующим субъектом: потребителю все равно придется покупать продукты питания, чтобы нормально существовать. Именно для защиты потребителя от злоупотреблений производителей и были разработаны многочисленные требования к информированию покупателей. Сейчас данные требования установлены законами РФ, постановлениями Правительства РФ, подзаконными актами федеральных органов исполнительной власти, а также директивами и регламентами Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В частности, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, федеральным законом «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О рекламе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», директивой Совета ЕЭС 79/112 ЕЭС «О сближении законодательств стран-участниц в отношении маркировки, представления и рекламы пищевых продуктов для продажи конечному потребителю».

В связи с разрозненностью нормативной базы, устанавливающей требования к этикетке, возникла необходимость в систематизации этих правил в едином документе, что во многом облегчило жизнь производителям и контролирующим органам. В соответствии с постановлением Госстандарта России (в настоящее время — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) от 29 декабря 2003 г. № 401-ст утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» с датой введения в действие с 1 июля 2005 г. Указанный стандарт разработан в связи с отменой с 1 июля 2003 г. ГОСТа Р 51074-97 того же наименования и регламентирует требования к информации для потребителей о пищевых продуктах, поступающих на отечественный рынок. Никаких иных правовых норм, кроме установленных действующими нормативными правовыми документами Российской Федерации, национальный стандарт не содержит.

ГОСТ Р 51074-2003 разработан с целью защиты потребительского рынка России от проникновения некачественных товаров и устанавливает требования к информации на русском языке о продуктах питания, изготовляемых отечественными производителями различной формы собственности и на импортные продукты и включает сведения о наименовании продукта, изготовителе, стране происхождения, товарном знаке, массе нетто, объеме или количестве продукта, его составе, пищевой ценности с учетом специфики продукции, условиях хранения, сроке годности или сроке хранения, обозначения нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен продукт, о подтверждении соответствия (сертификации) и др. Обязательной является также информация о применении при изготовлении пищевых продуктов и о содержании в использованном сырье пищевых и биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением несвойственных им компонентов белковой природы и о продуктах, полученных из генетически модифицированных источников.

Исчерпывающая информация о продукте, ее полнота и достоверность призваны обеспечивать прежде всего безопасность жизни и здоровья граждан и предупреждать действия, вводящие в заблуждение покупателей.

В разделе «Общие требования к содержанию информации для потребителя», в частности, отмечено, что информацию представляют на русском языке непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов. При этом текст и надписи на русском языке могут быть продублированы на государственных языках субъектов РФ, родных языках народов России и на иностранных в соответствии с лингвистическими нормами.

Наименование продукта должно быть понятным, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать от других и содержать информацию об отличительных состояниях и специальной обработке. Если в российских, международных, зарубежных, региональных и национальных стандартах и регламентах конкретные наименования пищевых продуктов не определены, их устанавливает сам изготовитель с учетом требований ГОСТ Р 51074-2003. Наименование продукта может быть дополнено фирменным названием, наименованием по месту изготовления, по названию изготовителя продукта. Допускается также обозначение «Изготовлено под контролем» (далее наименование компании, фирмы-изготовителя). После нее пишут юридический адрес, включая страну фирмы-изготовителя. Во всех случаях не допускается: давать продуктам наименования, вводящие потребителя в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или хранения, происхождения, метода изготовления, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми продукт не обладает; использовать в наименованиях пищевых товаров названия продуктов, если они или продукты их переработки не входят в состав. Если в состав входят ароматизаторы, имитирующие наличие пищевых продуктов (ингредиентов), то в наименовании указывают, что товар является продуктом с их вкусом и/или ароматом. Для товаров с ароматом, не присущим конкретному натуральному продукту, или с комплексным ароматом указывают, что они являются ароматизированными (без указания конкретного аромата). Информация о товарном знаке изготовителя сообщается в случае, если он утвержден или принят изготовителем в порядке, установленном в странах местонахождения изготовителя или фирмы, являющейся его владельцем.

Требования к этикетке в других отраслях

Помимо регламентации информации, содержащейся на пищевых продуктах, законодатель установил ряд предписаний и для других групп товаров. Так, если продукция подлежит сертификации, то на этикетке делается запись о проведенной сертификации, номер сертификата, срок его действия, орган, его выдавший (Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 5 августа 1997 г. № 17). Обязательные требования к этикетке также установлены и для импортных товаров, которые запрещается продавать без информации о них на русском языке. Наличие такой информации должны обеспечить организации, осуществляющие их импорт в РФ. Если товар предназначен для реализации в магазинах беспошлинной торговли, то на этикетке и упаковке должно быть обозначение на русском языке «Только для продажи в магазине беспошлинной торговли» или текст аналогичного содержания на английском языке (Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 200). Не допускается торговля товарами бытовой химии, лаками, красками, расфасованными в стеклянную тару емкостью более 1 л каждая, а также пожароопасными товарами без этикеток с предупреждающими надписями типа «Огнеопасно», «Не распылять вблизи огня» и т. п. Аналогичные требования можно найти во многих законодательных актах, однако их характер отличается значительно меньшей детализацией информации по сравнению со сведениями, содержащимися на этикетке пищевой продукции.

Как донести всю информацию до покупателя

В соответствии с законом «О защите прав потребителей», содержащим общие требования к этикетке, информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Таким образом, организациям предоставлено право выбора способа размещения сведений. Не существует и правил о том, как должна быть сделана маркировка (способ нанесения информации, размер шрифта и т. д.). Главное требование к такой информации — четкость и легкость в прочтении. Установлено несколько требований к средствам нанесения информации (для пищевых продуктов): они не должны влиять на качество продукта, должны обеспечивать стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации продуктов.

В настоящее время действующие ГОСТы существенно облегчают деятельность производителей и защищают потребителей, но стоит принять во внимание, что в соответствии с законом «О техническом регулировании» все обязательные требования к этикетке должны содержаться в технических регламентах, которые будут утверждаться, и не исключено, что перечень обязательной информации претерпит изменения, а вместе с ним изменится и вид этикетки.

Требования законодательства к этикетке. Современные виды этикетки

Н. А. Колесников, юрисконсульт, консалтинговая компания «Юриспруденция Финансы Кадры»

Согласно многочисленным исследованиям, 45% потребителей при совершении покупки в первую очередь обращают внимание на информацию, содержащуюся на этикетке или упаковке товара. Причем 62% из опрошенных отмечают, что наиболее важной является информация о составе продукта. Однако при всем стремлении обеспечить привлекательный дизайн этикетки производителям не стоит забывать о многочисленных требованиях законодательства к этому элементу маркетинга. О том, что из себя представляет этикетка, соответствующая всем законодательным требованиям, читайте в этой статье.

В настоящее время актуальность рекламы не вызывает сомнения: этот элемент играет ключевую роль в рыночной экономике. Реклама является наиболее эффективным инструментом, устанавливающим связь между покупателем и продавцом. Если связь между ними ослабевает или теряется, то производитель перестает вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров, а может и вообще прекратить производство. Поэтому установление прочной связи между покупателем и продавцом — залог процветания компании в условиях рыночной экономики. Существует множество способов, поддерживающих эту связь: телевизионная реклама, стенды, вывески, интернет и т. д. Однако продавец может обеспечить спрос на свою продукцию с помощью одной только привлекательной этикетки — ярлыка с указанием наименования и адреса изготовителя, названия, потребительских свойств и качеств товара. Поэтому каждый производитель должен быть в наибольшей степени озабочен тем, как эффективно и доступно донести до потребителя всю обязательную информацию, при этом оставив место и для рекламы.
Общие требования к этикетке

Обязанность предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, возложена на продавца статьей 495 Гражданского Кодекса РФ. Однако такое требование установлено только для продавцов, осуществляющих розничную торговлю, спецификой которой является публичность предложения купить товар, то есть продавец не вправе отказаться от заключения договора при наличии в продаже соответствующего товара либо оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора розничной купли-продажи. Что касается договоров поставки (предпринимательских договоров купли-продажи, не предназначенных для розничной торговли), то в таких отношениях не установлено прямого указания информировать покупателя о реализуемом товаре. Более пристальное внимание законодателя к розничной торговле объясняется несколькими моментами. Во-первых, розничная купля-продажа является наиболее распространенным и значимым для экономической жизни договором. Многочисленные сделки розничной купли-продажи, образующие розничный торговый оборот, являются важнейшим инструментом формирования и развития рынка потребительских товаров. Зачастую на стороне покупателей выступают экономически более слабые участники хозяйственного оборота — граждане (потребители), которым необходима дополнительная защита. Во-вторых, покупатель в розничной торговле лишен возможности повлиять на условия договора, он может только присоединиться к ним, поэтому информация на этикетке для потребителя является единственным ориентиром в принятии решения о покупке. Отсюда и прослеживается воля законодателя обязать производителя (продавца), реализующего товары через розничную сеть, проставлять на этикетке или упаковке всю необходимую информацию о товаре, которая обеспечит для потенциального потребителя возможность правильного выбора. Так, закон «О защите прав потребителей» устанавливает общие требования к информации, которая должна содержать:

обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;

сведения об основных потребительских свойствах товаров;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

место нахождения, фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара.
Требования к этикетке пищевой продукции

В Российской Федерации наиболее жесткие требования к этикетированию предъявлены к пищевым продуктам. Такой подход соответствует мировой практике и представляется правильным, потому что пищевые продукты для любого общества являются важнейшим предметом потребления, а производитель в таких отношениях является доминирующим субъектом: потребителю все равно придется покупать продукты питания, чтобы нормально существовать. Именно для защиты потребителя от злоупотреблений производителей и были разработаны многочисленные требования к информированию покупателей. Сейчас данные требования установлены законами РФ, постановлениями Правительства РФ, подзаконными актами федеральных органов исполнительной власти, а также директивами и регламентами Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В частности, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, федеральным законом «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О рекламе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», директивой Совета ЕЭС 79/112 ЕЭС «О сближении законодательств стран-участниц в отношении маркировки, представления и рекламы пищевых продуктов для продажи конечному потребителю».

В связи с разрозненностью нормативной базы, устанавливающей требования к этикетке, возникла необходимость в систематизации этих правил в едином документе, что во многом облегчило жизнь производителям и контролирующим органам. В соответствии с постановлением Госстандарта России (в настоящее время — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) от 29 декабря 2003 г. № 401-ст утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» с датой введения в действие с 1 июля 2005 г. Указанный стандарт разработан в связи с отменой с 1 июля 2003 г. ГОСТа Р 51074-97 того же наименования и регламентирует требования к информации для потребителей о пищевых продуктах, поступающих на отечественный рынок. Никаких иных правовых норм, кроме установленных действующими нормативными правовыми документами Российской Федерации, национальный стандарт не содержит.

ГОСТ Р 51074-2003 разработан с целью защиты потребительского рынка России от проникновения некачественных товаров и устанавливает требования к информации на русском языке о продуктах питания, изготовляемых отечественными производителями различной формы собственности и на импортные продукты и включает сведения о наименовании продукта, изготовителе, стране происхождения, товарном знаке, массе нетто, объеме или количестве продукта, его составе, пищевой ценности с учетом специфики продукции, условиях хранения, сроке годности или сроке хранения, обозначения нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен продукт, о подтверждении соответствия (сертификации) и др. Обязательной является также информация о применении при изготовлении пищевых продуктов и о содержании в использованном сырье пищевых и биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением несвойственных им компонентов белковой природы и о продуктах, полученных из генетически модифицированных источников.

Исчерпывающая информация о продукте, ее полнота и достоверность призваны обеспечивать прежде всего безопасность жизни и здоровья граждан и предупреждать действия, вводящие в заблуждение покупателей.

В разделе «Общие требования к содержанию информации для потребителя», в частности, отмечено, что информацию представляют на русском языке непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов. При этом текст и надписи на русском языке могут быть продублированы на государственных языках субъектов РФ, родных языках народов России и на иностранных в соответствии с лингвистическими нормами.

Наименование продукта должно быть понятным, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать от других и содержать информацию об отличительных состояниях и специальной обработке. Если в российских, международных, зарубежных, региональных и национальных стандартах и регламентах конкретные наименования пищевых продуктов не определены, их устанавливает сам изготовитель с учетом требований ГОСТ Р 51074-2003. Наименование продукта может быть дополнено фирменным названием, наименованием по месту изготовления, по названию изготовителя продукта. Допускается также обозначение «Изготовлено под контролем» (далее наименование компании, фирмы-изготовителя). После нее пишут юридический адрес, включая страну фирмы-изготовителя. Во всех случаях не допускается: давать продуктам наименования, вводящие потребителя в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или хранения, происхождения, метода изготовления, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми продукт не обладает; использовать в наименованиях пищевых товаров названия продуктов, если они или продукты их переработки не входят в состав. Если в состав входят ароматизаторы, имитирующие наличие пищевых продуктов (ингредиентов), то в наименовании указывают, что товар является продуктом с их вкусом и/или ароматом. Для товаров с ароматом, не присущим конкретному натуральному продукту, или с комплексным ароматом указывают, что они являются ароматизированными (без указания конкретного аромата). Информация о товарном знаке изготовителя сообщается в случае, если он утвержден или принят изготовителем в порядке, установленном в странах местонахождения изготовителя или фирмы, являющейся его владельцем.
Требования к этикетке в других отраслях

Помимо регламентации информации, содержащейся на пищевых продуктах, законодатель установил ряд предписаний и для других групп товаров. Так, если продукция подлежит сертификации, то на этикетке делается запись о проведенной сертификации, номер сертификата, срок его действия, орган, его выдавший (Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 5 августа 1997 г. № 17). Обязательные требования к этикетке также установлены и для импортных товаров, которые запрещается продавать без информации о них на русском языке. Наличие такой информации должны обеспечить организации, осуществляющие их импорт в РФ. Если товар предназначен для реализации в магазинах беспошлинной торговли, то на этикетке и упаковке должно быть обозначение на русском языке «Только для продажи в магазине беспошлинной торговли» или текст аналогичного содержания на английском языке (Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 200). Не допускается торговля товарами бытовой химии, лаками, красками, расфасованными в стеклянную тару емкостью более 1 л каждая, а также пожароопасными товарами без этикеток с предупреждающими надписями типа «Огнеопасно», «Не распылять вблизи огня» и т. п. Аналогичные требования можно найти во многих законодательных актах, однако их характер отличается значительно меньшей детализацией информации по сравнению со сведениями, содержащимися на этикетке пищевой продукции.
Как донести всю информацию до покупателя

В соответствии с законом «О защите прав потребителей», содержащим общие требования к этикетке, информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Таким образом, организациям предоставлено право выбора способа размещения сведений. Не существует и правил о том, как должна быть сделана маркировка (способ нанесения информации, размер шрифта и т. д.). Главное требование к такой информации — четкость и легкость в прочтении. Установлено несколько требований к средствам нанесения информации (для пищевых продуктов): они не должны влиять на качество продукта, должны обеспечивать стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации продуктов.

В настоящее время действующие ГОСТы существенно облегчают деятельность производителей и защищают потребителей, но стоит принять во внимание, что в соответствии с законом «О техническом регулировании» все обязательные требования к этикетке должны содержаться в технических регламентах, которые будут утверждаться, и не исключено, что перечень обязательной информации претерпит изменения, а вместе с ним изменится и вид этикетки.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kursiv.ru/

ТТ0006.03 Требования к этикеткеТТ0006.03 Требования к этикеткам, оформлению
элементов этикетоки.
В настоящем документе приведены требования к этикеткам, их оформлению и изготовлению этикеток.


Документ необходим типографии для соблюдения требований к этикеткам



ТТ 0006.03

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по качеству
_________________________________

___________(_____________________) УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________________________________

___________(_____________________)



Требования к оформлению
элементов этикеток

(редакция 26.12.2011 г.)

1. Запретить дизайнерам применение смешения в любом процентном соотношении триадных красок для получения шрифтов менее 1,5 мм (1500 мкм), как прямого изображения, так и инверсного (выворотки).

2. Для таких шрифтов и векторных линий, получаемых смешением 2-х и более триадных цветов, разрешить смешение цветов с трепингом 200 мкм за счёт основного ведущего цвета.

3. В случае повторных заказов дизайнерам необходимо сверятся по альбому готовых этикеток о соответствии их качества настоящим требованиям. Если качество не соответствует указанным требованиям, необходимо осуществлять новый дизайн и вывод пленок.

4. При разработке дизайна этикеток проверять наличие следующих элементов:
4.1. штрих кода;
4.2. ссылки на ТУ или ГОСТ;
4.3. знака сертификации РСТ и (или) АЯ;
4.4. состава продукта, пищевой (в граммах на 100 грамм продукта) и энергетической ценности (кКал/100г.);
4.5. массы нетто (возможно и брутто);
4.6. даты (периода) изготовления, срока и условий хранения;
4.7. реквизитов изготовителя;
4.8. поля для склейки радиальных этикеток (по периметру);
4.9. других сведений, содержащихся в оригинале этикетки.
Развернутые требования с комментариями приведены в Приложении Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. Выписка из ГОСТ Р 51074-97.

При отсутствии указанных элементов на разработанных этикетках уведомлять об этом заказчика при согласовании дизайна. Уведомление должно быть сделано в письменном виде на первоначальных вариантах разрабатываемого дизайна. Размещение элементов на этикетке и запись уведомления возложить на дизайнера, а контроль за выполнение пункта 4, возложить на корректора.



Инженер-технолог ___________________ _________________




Приложение к ТТ 0006.03
«Требования к оформлению этикеток»

Продукты пищевые.
Информация для потребителя. Общие требования.
Выписка из ГОСТ Р 51074-97 (действует с 01.01.1998 г.)

3. Общие требования к информации для потребителя

3.1. Изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
3.2. Информация для потребителя должна быть представлена непосредственно с пищевым продуктом текстом и/или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
3.3. Текст на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше и надписи в маркировке наносят на русском языке, а дополнительно по требованию заказчика на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Текст и надписи могут быть продублированы на иностранных языках.
3.4. Информация, приводимая в тексте на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке или листе-вкладыше должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или органолептическим показателям.
3.5. Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие данные:
— Наименование продукта.
Наименование должно конкретно и достоверно характеризовать продукт, позволять отличать данный продукт от других. Наименование должно состоять, как правило, из нескольких слов и включать названия группы, подгруппы, вида продукта, приведенных в любой последовательности, соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте.
Полная версия документа доступна только членам Национальной Ассоциации полиграфистов. Получить документ Вы можете по запросу на электронную почту.

Наименования ингредиентов должны отвечать требованиям 3.4, за исключением тех случаев, когда для известных потребителю ингредиентов могут быть использованы такие наименования класса продукта, как «масло растительное», «масло коровье», «крахмал», «модифицированный крахмал», «рыба», «мясо птицы», «сыр», «специи», «пряности», «сахар», «глюкоза» и другие.
При указании пищевых добавок применяют их групповое наименование и индекс согласно Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (Е). Используют следующие групповые наименования пищевых добавок в соответствии с их целевым назначением: антиокислитель; вещество для обработки муки; вещество, препятствующее слеживанию и комкованию; вещество, способствующее сохранению окраски; влагоудерживающий агент; глазирователь; желеобразователь; загуститель; кислота; консервант; краситель; наполнитель; отвердитель; пеногаситель; пенообразователь; пропеллент; подсластитель; разрыхлитель; регулятор; стабилизатор; уплотнитель; усилитель вкуса и запаха; эмульгатор; эмульгирующая соль.
После группового наименования указывают индекс (INS или Е) или название пищевой добавки.
При применении усилителей вкуса и запаха слова «ароматизатор», «пищевкусовая добавка» должны сопровождаться прилагательными: «натуральный», «идентичный натуральному» или «искусственный», в зависимости от того, какими они являются.
В соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, информация о биологически активных пищевых добавках к пище, обладающих тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием, и пищевых продуктах, содержащих эти добавки, а также о пищевых продуктах нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы должна содержать сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний.
Информацию о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний доводят до сведения потребителя на этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице упаковки, или маркировкой.
Виды заболеваний, при которых противопоказано применение отдельных видов пищевых продуктов и добавок, определяет Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Любая информация о специальных питательных свойствах, лечебном или профилактическом назначении продукта, наличии в нем биологически активных веществ, отсутствии вредных веществ или других особых его характеристиках может быть нанесена на этикетку только с разрешения компетентных органов Минздрава России или при соответствии продукта нормативному документу Минздрава России, регулирующему решение данных вопросов и подтверждающему правомочность их использования и рекламы.
— Пищевую ценность (кроме алкогольной продукции, кофе, чая, пряностей и пищевкусовых добавок), с учетом специфики продукции.
Содержание питательных веществ указывают как массу углеводов, белков, жиров и других компонентов в 100 г или 100 мл съедобной части продукта. Энергетическую ценность продукта определяют в расчете на 100 г или 100 мл продукта и указывают в килокалориях;
— Условия хранения.
Условия хранения указывают для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности (хранения, реализации) и/или требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенных влажности окружающего воздуха и светового режима и других). Для продуктов (например, продуктов для детского питания), качество которых изменяется после вскрытия герметичной упаковки, защищавшей продукт от порчи, рекомендуется указывать условия хранения после вскрытия упаковки;
— Срок годности. Срок годности пищевых продуктов исчисляют с даты изготовления. Срок годности может быть указан следующим образом: «Годен в течение… (часов, дней, месяцев или лет)», «Годен до… (дата)», «Использовать до… (дата)». Дату окончания срока годности указывают так: «Час, день и месяц» — для скоропортящихся продуктов; «День и месяц» — если срок годности продукта не превышает трех месяцев; «Месяц и год» — если срок годности продукта превышает три месяца.
Перечень пищевых продуктов, на которые устанавливается срок годности, утверждает Правительство Российской Федерации.
Требования об указании срока годности не являются обязательными для свежих фруктов, овощей и картофеля (за исключением мытых, герметично упакованных или полуфабрикатов из них), хлебобулочных изделий (кроме бараночных, сухарных изделий, хлебных палочек, пирогов, пирожков и пончиков), алкогольных напитков, кофе, пряностей, уксуса, живой и мороженой рыбы и нерыбных объектов промысла, а также мороженого.
Срок годности нарезанных и расфасованных пищевых продуктов устанавливает упаковщик.
С учетом специфики конкретных видов и наименований пищевых продуктов в информации о них указывают срок хранения или срок реализации.
— Срок хранения исчисляют с даты изготовления и указывают на упаковке или потребительской таре продукта питания следующим образом: «Срок хранения до... (дата)», «Срок хранения в течение... (дней, месяцев или лет)».
— Срок реализации исчисляют с даты изготовления и указывают на упаковке или потребительской таре продукта питания следующим образом: «Реализовать до... (дата)» или «Реализовать в течение... (часов, дней, месяцев или лет)».
Если срок годности указывают словами «Годен в течение... (часов, дней, месяцев или лет)», срок хранения словами — «Срок хранения в течение... (часов, дней, месяцев или лет)», срок реализации словами — «Реализовать в течение... (часов, дней, месяцев или лет)», то на потребительскую тару обязательно наносят дату изготовления пищевого продукта.
Дату изготовления наносят в виде двузначных чисел, обозначающих число, месяц и год (например 22.06.97), или отметок против чисел на кромках этикетки, или дают ссылку, где она указана;
— Обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт.
Для импортных продуктов допускается обозначение нормативного или технического документа не наносить;
— Информацию о сертификации пищевых продуктов.
Информацию о сертификации серийно изготовляемых пищевых продуктов наносит изготовитель в виде знака соответствия по ГОСТ Р 50460 для пищевых продуктов, подлежащих обязательной сертификации, или в виде знака соответствия по ГОСТ Р 1.9 для добровольно сертифицируемых пищевых продуктов, на основании лицензии, выданной органом по сертификации в установленном порядке.
Отсутствие знака соответствия является информацией о том, что серийно изготовляемый продукт не сертифицирован у изготовителя. В этом случае информация о сертификации пищевых продуктов должна быть представлена с каждой партией продукта в виде сертификата, выданного в установленном порядке на конкретное наименование продукта.
Информацию о сертификации неупакованных пищевых продуктов проставляют в сопроводительных документах и вывешивают в торговом зале.
3.6. На этикетке должна быть информация о специальных способах обработки пищевых продуктов, таких как облучение ионизирующим излучением сырья, полуфабрикатов, самого продукта или его ингредиентов. Информацию о такой обработке располагают в непосредственной близости от наименования продукта, а в случае использования облученного основного ингредиента — рядом с его наименованием в списке ингредиентов.
3.7. Продукт может сопровождаться и другой информацией, в том числе рекламной, характеризующей продукт (кроме продуктов детского питания для детей первого года жизни).
3.8. Расположение информации
3.8.1. Информацию располагают непосредственно на единице упаковки в удобном для прочтения месте, на этикетке, контрэтикетке, ярлыке.
3.8.2. При небольших размерах единиц упаковки или этикетки, на которых невозможно изложить необходимый текст информации полностью, а также на сувенирных и подарочных наборах допускается данные, характеризующие продукт, или часть их размещать на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице упаковки, или на групповой упаковке (боксе), или на бланке паспорта транспортной тары.
Информацию о продуктах для детского питания размещают только на листах-вкладышах, прилагаемых к каждой единице упаковки.
3.8.3. Изготовитель конкретного вида продукта должен располагать информацию на одном и том же месте единицы упаковки.
3.8.4. Информацию допускается располагать в одном или нескольких удобных для прочтения местах.
3.9. Способ представления информации
3.9.1. Информация может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой.
Если групповая тара, в которую помещен продукт, покрыта дополнительной оберткой, то либо этикетка внутренней упаковки должна быть легко читаемой сквозь наружную обертку, либо на наружной упаковке должна быть аналогичная этикетка.
Средства нанесения информации, контактирующие с продуктом, не должны влиять на качество продукта, должны обеспечивать стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации продуктов, а также должны быть изготовлены из материалов, допущенных учреждениями Госсанэпидслужбы для контакта с пищевыми продуктами.
3.9.2. Размеры и форма представления информации, в том числе маркировки, должны соответствовать размерам и форме потребительской упаковки.


Версию документа в формате PDF Вы можете получить по заказу

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Konfucio
Konfucio
Было на сайте никогда
48 лет (01.01.1970)
тел: 8(495)5173696
Читателей: 6 Опыт: 0 Карма: 1
все 6 Мои друзья